Достижения и перспективы наружной рекламы

Сегодня можно утверждать, что потенциальные возможности восстановительного роста наружной рекламы на рынке Москвы полностью исчерпали себя, а новых внешних факторов, которые могли бы гарантировать рост пока не видно. В развитии столичной наружной рекламы явно намечается пауза, которая будет характеризоваться экономическим спадом рынка и отсутствием каких-то четких перспектив в будущем. Хотя можно предположить, что со временем на рынке рекламы проявят себя процессы, которые станут главным направлением развития и поднимут наружную рекламу на новую высоту.

Рост наружной рекламы в столице России явно исчерпал себя. Последние несколько лет процесс становился все медленнее, хотя на уровень, который был до финансового кризиса рынок еще не вышел. Например, в 2012 году расходы на рекламу увеличились на 11,5 процентов и были равны примерно 13.2 миллиарда рублей, что на семь процентов ниже, чем докризисный уровень. Еще хуже ситуация с фактическим объемом рекламы. Из-за сокращения рекламных площадей в самых выгодных сегментах с рынка уходят целые группы рекламодателей. На протяжении десяти месяцев 2012 года в Москве установили триста шесть тысяч постеров с рекламой коммерческой направленности, что немного меньше чем в 2011 году. При сравнении информации за прошлый год и докризисный 2008  можно сказать, что цены на рынке уже превысили уровень, который был до кризиса. Но это утверждение будет не совсем однозначным, так как в период кризиса с рынка рекламы исчезло большое количество дешевых рекламных поверхностей, что автоматически повлекло за собой увеличение цен на одну рекламную поверхность.

После того как в столице сменилась власть, подход к рекламе стал значительно более жестким. Целью власти сделать Москву городом с европейским лоском. Для этого решили убрать множество рекламных конструкций наружной рекламы, которые, по словам чиновников, засоряют визуальное пространство. В число жертв новой власти попали рекламные конструкции на заборах строительных площадок. Ранее их существовало более двух тысяч, после чистки оставили только чуть больше сотни.

Также было принято решение убрать перетяжки, так как, по словам чиновников, именно они больше всего загромождают окружающую среду. Серьезно было сокращено количество рекламных носителей на перекрестках. Можно смело утверждать, что количество наружной рекламы уменьшается в Москве в последние несколько лет из-за кризиса. Например, по итогам прошлого года поверхностей с наружной рекламой было чуть больше 40 тысяч, хотя когда-то их было почти 50000. Понятно, что потери нельзя восстановить с помощью новых поверхностей, нужны какие-то новые идеи. Но даже если эти идеи появятся, для их реализации нужны административные гарантии, которых сейчас нет, так как большинство рекламных поверхностей существуют без поддержки администрации.

В период, когда рекламный рынок как таковой переживает не лучшее время, главный игрок на рынке рекламы Москвы – компания Russ Outdoor демонстрирует стабильный уровень работы, и даже некоторое увеличение прибыли. Еще больше улучшить положение Russ Outdoor смогла сделка с компанией JCDecaux, крупным международным рекламным игроком. Остальные лидеры рекламного рынка, такие как «Gallery» и «Вера&Олимп” также показывают стабильность, не смотря на то, что правила на рынке все время меняются.

Скорее всего, следующим этапом развития рекламного рынка станет дальнейшее усиление позиций крупных компаний. Часть небольших и средних операторов будет вынуждена уйти из бизнеса, количество игроков на рынке рекламы сократится. Это поможет крупным фирмам согласовать свои действия и наладить более эффективное сотрудничество с органами власти.